Интарсия — это вид инкрустации, при которой один материал углубляется, врезается в поверхность другого. Этот тип мозаики выполняется вручную и считается дорогим вариантом отделки мебели и предметов интерьера.
Когда не обойтись без интарсии
Потребность в интарсии появляется, когда нужно объединить разные по толщине и физическим свойствам материалы. Например, древесину и камень. При помощи инкрустации древние египтяне декорировали различную мебель из кедра или дерева фаянсом, перламутром, слоновой костью.
Для инкрустации рекомендуют бронзу, серебро, перламутр, кость, рог, а также алюминий. Стекло, камень, фарфор, сталь не могут быть обработаны вместе с древесиной, поэтому их вставляют в металлических рамках или глубже поверхности древесины.
Благодаря технологии получится оригинально украсить мебель. Также интарсия используется при изготовлении художественного паркета, картин, панно и сувениров.
Назначение и применение в строительстве: интерьер, дизайн, архитектура
Возможности техники интарсии практически не имеют границ: декорировать можно и некрупный элемент (настенные панно, шкатулки, зеркальные рамы), и крупную мебель (столешницы, шкафы, комоды). Интарсия способна превратить в произведения искусства любые предметы декора и незаменимые элементы. Например, деревянные двери. Строгая подгонка каждого, даже самого мелкого фрагмента, требует максимальной концентрации внимания мастера, так как узор должен получаться ровным и аккуратным.
Эскиз, который берется за основу картины из дерева, может быть практически любым. Основным отличием интарсии от остальных разновидностей декорирования считается то, что каждое изделие выходит уникальным и оригинальным. Даже если применяется один и тот же эскиз, то визуально покрытия различаются за счет текстуры и рисунка древесины.
Сложность интарсии состоит в том, что она в большинстве случаев применяется на дорогих элитных предметах из ценных пород древесины. Трудоемкость процесса и высокая стоимость материалов также влияет на ценность конечных изделий.
Примеры шедевров искусства
Техника распространилась в странах Востока, а затем и в Европе. Наивысший расцвет интарсия получила в эпоху Возрождения в Италии. В начале 16 века только во Флоренции работало более 80 мастерских в этой технике. Мозаикой чаще украшали мебель и утварь, но также стиль интарсии прослеживается во многих шедеврах искусства.
Одним из знаменитых сооружений с использованием различных пород дерева, мрамора и стеклянной пасты считается собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Другие работы этого же мастера — Джулиано де Майано — «студиоло» (кабинет для уединенных занятий) герцогского дворца в Урбино и дворца в Губбио.
Дорогая и деликатная техника преимущественно выбиралась для оформления избранных частей помещения. Например, интарсией были украшены двери во дворце в Урбино. На них изображены Аполлон и Минерва, стоящие в нишах, которые украшены гротескным декором, а другую сторону дверей занимают свободные искусства — работы мастера Франческо ди Джорджо.
Одной из самых знаменитых династий создателей интарсии было семейство Каноцци из Лендинары. Главная работа Лоренцо Каноцци в хоре Пизанского собора была уничтожена огнем в 1749 году, до наших дней дошло только ее описание приезжим сицилийским монахом. Он сравнивает декоративные композиции в соборе с теми, которые встречались в интерьерах домов того времени.
Ценность интарсии и ее привлекательность в роли декора — в неповторимости готовых изделий. Даже при желании и, пользуясь одинаковым эскизом, мастер не сможет создать полную копию, так как в природе не найдется двух деревьев с идентичным рисунком и одинаковой текстурой.